В наше время многие считают, что грудничками называются те детки, которые находятся на грудном вскармливании. Но так ли это? Что подразумевается под понятием «грудной возраст»? По общепринятым стандартам грудничок – это ребенок в возрасте от 28 дней до 1 года. В первые 28 дней жизни его считают новорожденным. А значит, никакого отношения к периоду кормления грудным молоком это понятие не имеет. Именно грудной возраст считается наиболее интенсивным в развитии и росте малыша. И для того, чтоб обеспечить правильный уход и нужную обстановку, следует узнать как именно происходит развитие вашего ребенка в этот период.
Физическое развитие детей грудного возраста
Первый год жизни очень важный период, определяющий последующее умственное и физическое развитие крохи. Каждый этап развития это большая радость для родителей. И в этих этапах выделяют основные моменты роста и приобретения определенных навыков, хотя и не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален.
В течение 1 месяца малыши много спят (около 20 часов). При ощущении чувства голода грудничок начинает плакать или сосать пальцы. Оживляется при близости груди мамы, поворачивает голову и открывает рот. Может недолго удерживать свою головку; лежа на животике старается ее поднять. К концу этого месяца новорожденный начинает фиксировать свой взгляд и впервые начинает улыбаться.
На 2 месяце появляется гуление; малыш начинает реагировать на голос, поворачивая голову. Может удерживать головку в течение минуты, а также приподнимать ее и грудь, лежа на животике. Наблюдает за окружающими предметами, реагирует на них. В ответ на обращение или улыбку двухмесячный малыш тоже улыбается. Начинает охватывать ладонью различные предметы и крепко держит их.
В 3 месяца малыш уже улавливает направление звука, определяя положение говорящего или предмета. Движения становятся более четкими и свободными – младенец может переворачиваться на бок, опираться на локти, приподниматься. Движения рук начинают быть более скоординироваными. Общаясь с взрослыми, активно задействует мимику – ребенок хмурится, улыбается, реагирует на собеседника.
Переход к 4 месяцу характеризуется активными движениями: малыш легко переворачивается со спины на живот; может приподниматься, лежа на животе и следить за двигающимся предметом; начинает сидеть с помощью поддержки взрослого. В этом возрасте малыш может узнавать знакомые и реагировать на незнакомые лица. Во время приподнимания начинает опираться на ладони. Формируется речевое восприятие.
В 5 месяцев ребенок узнает близких, особенно маму; хорошо различает тон обращенного к нему голоса. Наблюдаются более уверенные движения.
В полгода младенец может самостоятельно сидеть ровно. Начинает ползать и даже вставать. Произносит первые слоги. С охотой играется игрушками. Ест из ложки.
На 7-8 месяцах малыш пробует ходить (с помощью взрослого), встает и садится, может вставать на колени. Выражение лица становится более разнообразным.
В 9-10 месяцев грудничок начинает делать свои первые шаги. Хорошо понимает и выполняет простые просьбы взрослых. Может произносить простые слова. Начинает самостоятельно садиться из положения стоя; повторяет движения взрослых.
В возрасте 11-12 месяцев дети уверенно совершают даже сложные движения. К концу первого года жизни малыш знает и показывает части своего тела; понимает запреты. Начинает произносить короткие односложные слова. В это время его сон занимает от 14 до 16 часов в сутки.
Эмоциональное развитие ребенка грудного возраста
Для грудничка немаловажную роль в полноценном развитии играет общение с взрослыми и особенно с матерью. Это формирует основу для эмоциональных реакций во время взросления. Ведь именно в первый год своей жизни малыш учится улыбаться в ответ на родительскую улыбку, проявлять свои эмоции и познавать окружающий мир.
Очень важное место в эмоциональном развитии занимает поведение мамы и других близких родственников. Ведь уже с самого маленького возраста младенец склонен подражать взрослым. Поэтому чем чаще и теплее мама будет общаться со своим малышом, тем больше любви он получит. А это, в свою очередь, положительно скажется на его развитии и отношениях с людьми.
Помимо этого, ребенок стремится и к совместным занятиям с взрослыми. Так, проводя вместе время, кроха будет чувствовать себя нужным и будет расти полноценной личностью!