Навыки самообслуживания каждый ребенок осваивает в разном возрасте. Как показывает практика, чем больше свободы и самостоятельности приветствуют родители, тем быстрее малыш учится, а значит, мамам и папам становится легче ухаживать за крохой. Рассмотрим,как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно быстро и без лишних усилий.
Содержание
В каком возрасте начинать обучение
Строгих норм, касающихся того, когда ребенок должен научиться есть самостоятельно, не существует.
Однако, специалисты не советуют затягивать процесс и начинать предлагать детям столовые приборы, как можно раньше.
Младенцы в 9-11 месяцев интересуются процессом принятия пищи, а также подражают взрослым, поэтому именно этот возраст можно считать идеальным для начала приучения.
Простой тест поможет определить, готов ли ребенок. Первое условие: малыш уверенно сидит на своем стульчике для кормления. Второе: кроха совершает попытки отнять у мамы ложку и взять еду пальчиками.
Нужно понимать, что на обучение может уйти много времени — только через 4-6 месяцев маленький человек сможет есть достаточно аккуратно.
Примерные нормы: в возрасте одного года малыш должен уметь уверенно держать ложку, а в полтора — пользоваться ей, пусть и совершая огрехи.
Какой должна быть детская ложечка
До двух лет стоит предлагать ребенку пластмассовую ложечку, поскольку она легкая и яркая. Каким еще критериям должен отвечать столовый прибор:
- безопасность пластмассы (перед покупкой стоит удостовериться в наличии сертификата качества);
- удобство. За короткую и широкую рукоять крохе держаться проще, поскольку малыши обычно сильно сжимают ложку в руках;
- большой зачерпывающий элемент. Если он будет маленьким и узким, еда неизбежно упадет;
- привлекательный дизайн. Ребенку интереснее держать ложку, если она красивая.
При желании можно приобрести изделие со специальными изогнутыми ручками или с поворотным держателем. Справиться с такими приборами, предназначенными специально для обучения самостоятельному приему пищи, детям по-настоящему легко.
Правильной должна быть не только ложечка, но и тарелка. Идеальный вариант — пластиковое изделие на присосках. Когда ребенок с усилием тыкает в него столовыми приборами, такая тарелка не скользит по столешнице, а значит, еда не переворачивается.
Как научить малыша «управлять» столовым прибором
Процесс является постепенным, поэтому его принято делить на три этапа: знакомство, первые пробы, самостоятельная еда.
Расскажем о них подробнее:
- Знакомство. Можно начинать с 6 месяцев или когда ребенок научится сидеть. На этом этапе нужно давать крохе ложечку, чтобы он учился ее держать. Также важно разрешать трогать еду руками, если у грудничка есть такое желание.
- Первые пробы. С 8-9 месяцев (момент проявления пищевого интереса) нужно помогать крохе обмакивать ложку в еде (а еще лучше — зачерпывать), а затем направлять столовый прибор в ротик при помощи маминой руки.
- На последнем этапе нужно всячески мотивировать ребенка на самостоятельный прием пищи. Даже за небольшие успехи маленького человека стоит хвалить, а чтобы процесс шел быстрее, взрослому можно садиться рядом и показывать все на себе. Если ребенок ест сам, пусть и теряя еду по дороге ко рту, держать за него ложку на этом этапе не нужно. Навык отточится только со временем.
- В свободное от трапезы время также полезно тренировать ручку, например, можно предлагать малышу кормить кукол и плюшевых игрушек из ложечки, либо орудовать лопаткой на детской площадке.
И еще один важный совет для родителей, которые хотят знать, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно: о том, что малыш проходит такой важный этап взросления, должны быть осведомлены все члены семьи. Это значит, если сегодня с крохой осталась бабушка, не допускается, чтобы она кормила его ложкой сама!
Некоторым детям легче учится орудовать сначала вилкой (захватывая твердую пищу), а только потом ложкой. В этом нет ничего страшного — порядок узнавания столовых приборов может быть и таким.
Типичные ошибки родителей
Часто мамы упускают благоприятный момент для начала обучения самостоятельному пользованию столовыми приборами (возраст активного проявления интереса). Если он пропадает, а ребенок продолжает послушно открывать ротик, в который мама помещает еду, заставить есть самостоятельно в более старшем возрасте — крайне проблематично.
Еще одна типичная ошибка — пытаться заставить малыша орудовать ложкой насильно. Как правило, подобное заканчивается отказом ребенка от еды совсем. В этом случае разумным будет отложить процесс обучения на несколько дней, а затем попытаться начать заново.
Отсутствие личного примера — еще одна серьезная проблема. Если юный член семьи ест отдельно и не видит, как орудуют ложкой и вилкой мама с папой, то учится ему гораздо сложнее. В этом случае стоит подумать о том, чтобы организовать для малыша место за общим столом, например, купив высокий детский стульчик.
Что еще нельзя делать в процессе самостоятельной трапезы:
- торопить кроху, который ест очень медленно;
- заставлять съедать все до последнего;
- ругать за испачканную одежду;
- включать телевизор, чтобы развлечь;
- поддаваться на капризы, позволяя выбрать любимую котлетку вместо супа, например.
Стоит сразу быть готовым к тому, что процесс приучения достаточно длительный и хлопотный, а значит, если все идет медленно и тяжело, просто нужно набраться терпения.
Когда ребенок осваивает навык самостоятельного приема пищи, у родителей образовывается целая масса свободного времени. Конечно, чтобы научить ребенка, придется потратить немало сил, зато наблюдение за уплетающим кашу, суп, мясо и другие продукты ребенком будет отличной наградой.